Top.Mail.Ru

У бренд-менеджеров есть довольно популярный инструмент — brand pillars. Это такая схемка, которая позволяет системно распаковать бренд и определить, какие основные черты этого бренда должны стать основой его самоидентификации и позициронирования.

Я постарался — сначала для себя и своих, а теперь и для вас — сделать нечто подобное применительно к съёмкам. Ведь что брендинг, что фотосессия — это по сути средство коммуникации. В первом случае — бренда с миром. Во-втором — художника. Но суть та же, коммуникация.

Давайте внимательно посмотрим на эту схемку.

2 краеугольных камня — цели и ценности

В основе всего — по центру схемы и в сердце любого произведения (а фотосессия, конечно, произведение искусства. Даже если плохонькое) — два столпа.

1. Цель, послание

То, ради чего мы делаем съёмку. 

Это может быть и сугубо утилитарная цель (показать изделие), и абсолютно возвышенная (привлечь внимание к проблемам неравенства), и эмоциональная (мне понравился этот человек, я хочу его сфоткать), и абсолютно техническая (хочу проверить новый объектив).

Но она есть всегда, зачем-то же вы берётесь за камеру. 

Но цель суть то послание, которое вы закладываете в вашу съёмку, и если цель не осознанна, то и послание будет лишь белым шумом. Void. Ничто.

2. Ценности

С другой стороны — ценности. И те, которым вы следуете и разделяете, и те, с которыми воюете. Потому что ценности задают вашу систему координат, а любое произведение существует в ней. 

Приведу пример: если вы не верите в коммунизм, вы вряд ли снимете хорошую коммунистическую агитку. Это, скорее будет фарсом, чем на самом деле вдохновлённым красными идеями произведением. 

Маяковский вот — верил. Поэтому ему удавалось (до поры до времени) писать возвышенные революционные стихи. А Иван Бездомный, как известно, не особенно. И получилось «Взвейтесь-развейтесь», да неприятное знакомство с Бегемотом.

То есть наша логика такая: зачем мы это делаем, и как это соотносится с тем, во что мы верим.

На пересечении этих двух вопросов — ядро, драйвер, тяга вашей съёмки. 

Простой пример разрыва ценностей и цели. 

Цель — сделать технически выдроченные кадры для каталога. Базовые ценности вас как творца — свобода, ненапряжность. Явный конфликт! Результа — выгорание, сорванные сроки, мерзкое ощущение, что тебя поимели. Недовольный клиент.

Внешние столпы — культура и повестка

2 столпа слева относятся к внешним факторам. То, что вокруг вас, реальность, зрители, восприятие. Они, безусловно, задают контекст того, что вы делаете. 

Культурная среда

Она формирует ваше восприятие и восприятие тех, кому вы будете показывать свои изображения. То, что в одной культуре — норма, проходняк, в другой — шок и раз@#б. Целующиеся мужики в американской культуре — ну, ок. В нашей — можно ещё и срок схватить. И кадилом в лоб.

Но если мы хотим решить сугубо прикладной вопрос — сделать удачную съёмку, то культурный контекст сужается до простого вопроса: как видят мир те, кто будут смотреть нашу съёмку. 

Мы хотим эпатажа и кича? Тогда что их эпатирует.

Хотим понравится? Тогда что является нормой и какие Беконовские идолы властвуют над умами общества, в которое ваше произведение попадёт?

Если мы делаем съёмку для зрителя, то надо хотя бы понимать, что может вызвать у зрителя резонанс. А что — не может.

Повестка

Нет, я не о том, что надо везде пихать гендерно нейтральные подтексты. Я о том, что помимо довольно устойчивой (относительно!) культурной среды есть ещё события, форматы и темы, которые сейчас горячи, и которые точно нужно учитывать при планировании съёмок. 

Снимать про жаркий отдых под новый год (чёрт, а почему бы и нет?). Но если вы снимаете для бренда одежды, вероятно, правильно сделать акцент на том, что она тёплая. Ну либо точно знать, зачем вы прёте против повестки.

Стиль и эмоции — столпы внутренние

Ясны пассатижы

Внутреннее ваше мироощущение — и на эстетическом, и на эмоциональном уровне, определяет, какой будет съёмка. 

У кого-то с буквы Ы выше и форматирования по правому краю уже неслабо подгорело (всё нормально, это авторская орфография. И форматирование). Кто-то даже не заметил.

Кому-то подавай выдроченные резкие фото с идеальным цветом. И не дай бог там исо выше 800 — глаз оторвёт с половиной черепа.

Кому-то — смаз и зерно ок, не попал в фокус — художественный эффект (пользуясь случаем, передаю привет Александру Медведеву). Кто-то за Анселя Адамса, а кому-то Марийяму подавай.

Эмоции

Вы делаете съёмку в эмоциональном контексте, и этот контекст, хочешь или нет, ложится и в то, как вы видите картинку. И, прежде всего, в то, какую картинку вы ХОТИТЕ увидеть, какую вы ищете.

Если вы озлоблены, вы скорее всего будете искать в видоискателе к чему придраться. Если влюблены — вы будете видеть и ловить совершентство. 

 Лично моё мнение: осознание и принятие вашего эмоционального контекста даёт вам контроль над тем, как вы воспринимаете мир (а, значит, и над тем, как его зафиксирует ваша камера). Нет контроля — и вы не знаете, какая картинка выйдет. Что, впрочем, тоже может быть сознательным выбором. Некоторые даже для этого к помощи фармокологии и этанола прибегают (дома не повторять, убьёт! В студии тоже — убьёт админ).

Эстетика и стиль

Стиль — это следствие вашего эстетического восприятия. 

Именно это восприятие (каковое не тождественно, но производно от насмотренности), сформированное генетикой, воспитанием, социумом и — таки-да — насмотренностью подсказывает вам, что такое красиво и интересно, а что — уродливо, колхозно и скучно.

И, естественно, каждый кадр вы планируете и выстраиваете исходя из этого восприятия.

И дальше тут как с эмоциями: можно понимать и принимать, что для вас эстетика, развивать вкус и стиль. Или забить и полагаться на «нравится/не нравится». Что всегда ограничивает.

И что с этим делать?

Да,  собственно, что хотите. 

Лично я пробегаюсь по этим вопросам и если не уверен, то копаю в этом направлении. Помогает делать более осмысленные съёмки. 

Понимаю цель — понимаю конечный результат. 

Понимаю свои ценности и антиценности — понимаю, что я хочу снимать, а что нет.

Понимаю внешнюю среду — понимаю, какой контекст для съёмки создать. 

Знаю свои эмоции и стиль — значит, могу осознанно подходить к съёмке.

Но если вы дочитали до сюда, это значит

а) у вас хватило сил, мотивации и терпения дочитать:) Скорее всего, и применить сможете

б) скорее всего, вы дошли до ступеньки, когда хочется делать осмысленную фотографию. 

Так берите и применяйте:), а со мной потом делитесь результатами))

Статьи для коллег

Visual Pillars: планируем идеальную фотосессию. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Автофокус — действительно ли вам нужен суперавтофокус Sony?

Кажется, все производители в этом году гонятся за автофокусом. А так ли он вам нужен, и стоит ли переплачивать за него?
Visual Pillars: планируем идеальную фотосессию. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Методические рекомендации по отбору и хранению фотографий

Эта методичка по-большей части написана для коллег по продакшну «Елизарьев Писаревская», однако я посчитал, что она...
Visual Pillars: планируем идеальную фотосессию. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

5 приложений для отбора и управления фотографиями

Отбор фотографий — этап пост-продакшна, которому уделяется меньше всего внимания. А зря — тут мы тратим уйму времени,...
Visual Pillars: планируем идеальную фотосессию. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

3 признака, что вам по-прежнему есть смысл снимать на зеркалки

Беззеркалки — будущее, однако и зеркальным камерам есть место в профессиональной работе в ближайшие лет 5 так...
Visual Pillars: планируем идеальную фотосессию. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Правило 3С для получения идеальных кадров

У меня что в дизайне, что в фотографии, что даже в матмоделях с годами выработолось довольно универсальное правило,...
Visual Pillars: планируем идеальную фотосессию. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Аватаропригодность ваших фото

Приятно, когда ваши фотки ставят на аватарки? И мне приятно. Но для тех, кто рассматривает фотографию как бизнес, это...
Visual Pillars: планируем идеальную фотосессию. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Ещё раз про размеры сенсора

Сняв очередной проект на дюймовочку и после двух лет опыта на системе микро 4/3 делюсь простым наблюдением в стиле...

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.