Top.Mail.Ru

У камеры есть функции, которые прикольные, но без которых можно пережить. 

А есть критические. Например, если спуск у камеры тормозит и есть большой лаг между нажатием на кнопку и моментом срабатывания затвора (привет, Fujifilm), вы будете терять много кадров. 

Автофокус — одна из таких критических функций. Не, я умею и люблю снимать на мануале, но для серьёзной работы сейчас автофокус — очень нужная вещь, а для  тех, кто специально не учился крутить руками фокус — жизненно необходимая.

Но действительно ли нужен самый навороченный автофокус?

4 уровня качества автофокуса

На рынке есть камеры с 4 уровнями качества автофокуса. 

Во-первых, есть куча камер, у которых автофокус настолько дерьмовый, что снимать на них не то чтобы невозможно, но близко к этому. Например, автофокус в live view у старых Никонов. Кто снимал на какой-нибудь д610, знает о чём я. 

Если нужно снимать с нижней точки бегающих детей — всё, автофокус вышел из чата.

Второй уровень — «жизнь-боль». Это камеры, на которые снимать в принципе можно, но ооочень неудобно. Рассматривать такие к покупке можно только, если прям совсем нет денег. 

Пример — если вы снимаете портреты, это вполне можно делать на Canon 5d2. Будет неудобно, будете плеваться. Тем не менее, уже вполне реально. Опасность таких камер даже не столько в неудобстве, сколько в том, что вы такой технике не очень доверяете, и к ней надо приноравливаться. И поэтому реальный процент брака, чем даже технически может быть.

Третий уровень — нормальный обычный автофокус. Который не выдающийся, ошибается, рыщет, но даёт в ваших задачах такой %% выхода, что вы, скорее всего, не зафакапите съёмки. Вы его ещё замечаете, надо хотя бы чуть чуть думать, что включить и что делать. Но в целом уже не напрягает и работать не мешает.

Наконец, 4 уровень — это идеальный автофокус, который вы вообще не замечаете. Просто берёте камеру и снимаете. У меня так было с Olympus EM1-3: я просто брал его и вообще не думал про фокусировку. Возвращение потом на Никон (и не самый плохой по фокусу 780-й) было шоком.

Автофокус — действительно ли вам нужен суперавтофокус Sony?. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Как понять, какая камера перед вами

А вот тут самое интересное: эти уровни для любого фотографа будут у камер, только у каждого они свои. И вы должны для себя определить это.

Почему это важно?

Потому что производители и продавцы будут вам рассказывать, что, допустим, автофокус у Nikon Z5 сильно хуже Z6-2, поэтому пятёрку даже не думайте брать! Но на самом деле это «хуже» очень зависит от вашей толерантности к скорости автофокуса и задач. Мне для моей работы и пятёрки за глаза,  а кому-то и 6-ка — это жизнь-боль.

Ваша задачиа, котогда вы выбираете камеру, ответить на 2 простых вопроса:

1) что для меня по автофокусу совершенно неприемлимо? Для кого-то это будет «если автофокус мажет больше трети кадров», а для кого-то «если он делает меньше 9 из 10 резких кадров бегающих детей».

2) В какой ситуации автофокус не будет мне мешать работать? Опять же, для кого-то нормально, что нужно переключать режимы и наводиться точечным автофокусом с перекадрированием (примерно как на Nikon D750 или Canon 5d3), для кого-то — если камера сама не может фокусироваться по глазам, то это уже печаль.

И чё делать?

Вот когда вы поймёте эти два своих порога, вы сможете целенаправлено искать камеры, которые попадают в 3 категорию. Принцип тут такой — не что лучше или хуже, а именно отсечка: выполняет свои функции или нет. Если выполняет — годится; не выполняет — не годится.

У Никона д610 автофокус лучше, чем у Кенона 5д2, но если оба не дотягивают до ваших ожиданий — то они за бортом. 

А вот мой пример: у Fujifilm XT-3 автофокус заметно лучше, чем у «двойки». Но обе находятся в границах примелимого для меня, поэтому я и остаюсь с ХТ2. Потому что ну работает машина, задачу выполняет — так не мешай))

Ну и дальше изучаем вопрос (ютюб, обзоры на сайтах, в идеале — взять погонять камеру) — какие камеры не  дотягивают до вашего стандарта — те нафиг. А остальные можно рассматривать.

Главное тут — не попасться  на уловки маркетологов и не уверовать, что если у вас не будет 725 фазовых точек, то ваш автофокус — говно. Потому что вот мне и 51 точки на 750ом Никоне было достаточно для хорошей и комфортной съёмки (жаль, что они в лайввью не работали, иначе бы я его и не менял). Соответственно всё, что не хуже 750-го для меня достаточно хорошо, чтобы рассматривать камеру к покупке. 

Знайте свой стиль и требования — и не будете тратить лишние деньги на технику, которая вам не нужна.

Статьи для коллег

Автофокус — действительно ли вам нужен суперавтофокус Sony?. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Методические рекомендации по отбору и хранению фотографий

Эта методичка по-большей части написана для коллег по продакшну «Елизарьев Писаревская», однако я посчитал, что она...
Автофокус — действительно ли вам нужен суперавтофокус Sony?. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

5 приложений для отбора и управления фотографиями

Отбор фотографий — этап пост-продакшна, которому уделяется меньше всего внимания. А зря — тут мы тратим уйму времени,...
Автофокус — действительно ли вам нужен суперавтофокус Sony?. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

3 признака, что вам по-прежнему есть смысл снимать на зеркалки

Беззеркалки — будущее, однако и зеркальным камерам есть место в профессиональной работе в ближайшие лет 5 так...
Автофокус — действительно ли вам нужен суперавтофокус Sony?. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Правило 3С для получения идеальных кадров

У меня что в дизайне, что в фотографии, что даже в матмоделях с годами выработолось довольно универсальное правило,...
Автофокус — действительно ли вам нужен суперавтофокус Sony?. Елизарьев Писаревская: Фотографы в Москве

Аватаропригодность ваших фото

Приятно, когда ваши фотки ставят на аватарки? И мне приятно. Но для тех, кто рассматривает фотографию как бизнес, это...

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.