Кто вам нужен для съёмки?
Хочешь продаваться — хоти и хороший визуал. Точка.
4 краеугольных камня любой карточки товара (и неважно, это ВБ или сторизы в инсте) — это Заголовок, Цена, Социальный пруф (рейтинг, то бишь) и Визуал. Если хотя бы что-то одно проваливается — всё, продажи коматозит.
И вот вы решили выводить свой товар на МП. Цену по рынку посчитали, отзывов у вас на старте нет (но вы знаете, где их добыть 🤪), описание Его Величество ChatGPT составить позволил.
А дальше — эти непонятные ребята, фотографы. Чё хотят — непонятно. Чё снимают — тоже непонятно. Вроде и фотки нормальные, и ребята нормальные, а сдают результат — лажа.
Как понять, кто нужен?
А какие бывают фотографы?
Тут всё просто. Есть специалисты по МП и неспециалисты
Специалисты
Есть те, кто специализируются на маркетплейсах. Среди них — профики и бомбилы.
Первые — умеренно дорогие, хорошо умеют делать продающую картинку и глубоко вникают в ваши задачи. Нужны, когда надо, чтобы хорошо продавалось — например, когда выводите новый товар, хотите повысить ценник или когда клиенты постоянно возвращают товар, потому что не соответствует ожиданиям.
Последние ни во что не вникают и хреначат что умеют на потоке. Брать их можно, если визуал — не важная составляющая вашего продающего комбо (помните про 4 краеугольных камня?).
Ну то есть бомбила точно выполнит требования маркетплейса, фотографии будут вполне приемлемого технического уровня. Но по ним сразу видно — ширпотреб. Если вы продаёте ширпотреб китайского производства, и у вас есть другие конкурентные преимущества (цена и отзывы), то всё ок. Если вам нужна конверсия, вам нужно войти в сложный сегмент или вы ставите ценник выше рынка — не подойдут.
Характерные признаки бомбилы — большой опыт, однообразное портфолио, относительно низкие цены и нежелание погружаться в детали: лишних вопросов не задаёт, ограничиваясь чисто техническими моментами: что снимаем, сколько, бюджет, сроки.
Специально ещё раз подчеркну. Эти ребята умеют нормально (более-менее) снимать, и с ними можно работать, если ваша задача соответствует их подходу и возможностям (И наоборот — большинство крепких профессионалов не смогут на потоке и быстро сделать большой объём эффективно. В итоге вы переплатите за то, что вам не нужно).
Неспециалисты
Потом есть те, кто на маркетплейсах не специализируется. С этими чуть сложнее. В основном это генералисты, то есть те, кто снимает всё подряд. Могут иметь очень приличный технический уровень, но плохо понимают специфику маркетплейсов. С ними можно работать, если выполнены три условия:
1) вы чётко понимаете, чего вы хотите, и видите, что человек технически способен это снять;
2) человек вменяем, а не тугая баранина, который вообще отказывается слушать и хреначит всё по принципу «я художник, я так пи… вижу, в общем». Да, таких, увы, больше, чем хотелось бы. Творческие, тудыть их, люди.
3) вы вместе написали ТЗ, очень подробное и чёткое. И оно понятно всем участникам процесса.
Новички, с горящими и не очень глазами. Тут — русская рулетка. Может повезти, могут завалить чуть более чем всё. С ними смотрите по подходу: новичок, который честно говорит что он новичок и прорабатывает детально весь процесс — скорее всего, съёмку вывезет. Только не давайте им заигрываться в творчество, им пока нельзя. А можно сделать то, что понятно и по стандартной схеме.
Что плохо с этими ребятами-неспециалистами — так это то, что они не в курсе (а) требований маркетплейсов и (б) актуальных трендов. А это значит, что даже неплохие фото могут банально не пройти модерацию или не попасть в тренд. Мы, например, еженедельно отслеживаем более 100 интернет-магазинов из России и из-за рубежа, чтобы понимать, какой визуал сейчас в ходу. А ещё всякие трендхантеры и т. д. Люди «извне» так заморачиваться не могут себе позволить.
Ну и сама динамика съёмки в профессиональной команде отличается от частных заказов. Иначе модели на ваших фото будут похожи на замученную невесту после пятидесятого «горько».
И есть один тип фотографов, которых вообще стоит избегать. Это очковтиратели-художники. У них обычно нет портфолио или оно хреновое, но на словах они гении и могут всё. По факту у них в портфолио дурно снятые голые барышни и съёмки со сборищ таких же, простите, ху…дожников.
Вот смотрите, разница. Если у меня нет чего-то в портфолио, но я хочу взять такую съёмку, мои обычные действия:
«Ребят, я такое не снимал, но технический уровень виден вот тут (даю ссылку на портфолио в самом близком жанре), и вот так мы подготовимся к съёмке, чтобы избежать эксцессов». Обычно тут я предлагаю сделать детальную раскадровку и подробное ТЗ, и только после этого обсуждать возможность сотрудничества.
Это бесплатная работа, и у всегда клиента есть возможность отказаться, но по крайней мере так мы устанавливаем ожидания. Это лучше, чем наврать, показать чужие работы [да, это почти невозможно проверить] и в итоге сделать чёрти-что-из-боку-бантик и испортить себе карму и репутацию, а клиенту — нервную систему.
Как отличить и кто вам всё-таки нужен?
Смотрите сайт или соцсети — на чём человек специализируется. Поговорите и попросите портфолио. Задайте голосом прямые вопросы про опыт в нише.
Ваши главные задачи тут
— номер раз: отсечь неадекватов (художников-упрямок, очковтирателей и новичков-совсем-уж-неумех);
— номер два — понять, какой фотограф вам всё-таки нужен, и подходит ли этот исполнитель под ваш профайл.
Давайте резюмируем кейсы, и когда какой фотограф нужен.
1. Если у вас что-то из этого:
- сложная, конкурентная ниша, где все продают более менее однообразный товар, либо новый, непонятный клиенту товар;
- мало или нет отзывов;
- желаемая цена выше рынка;
- вы хотите создавать собственный бренд
то вам нужен профи. Дорогой, умелый и знакомый со спецификой вашей ниши (либо готовый выделить время и погрузиться в неё).
2. Если вам нужен визуал
- стандартный, чтобы был и соответствовал правилам маркетплейсов
- не портил и так нормальные продажи
- был максимально бюджетным и был готов быстро
вам к бомбилам.
3. Если вы сами чётко понимаете, что вам нужно, и вам нужны рабочие ручки фотографа — ваш выбор:
любой опытный фотограф или толковый начинашка.
4. Если вы готовы рискнуть и выучить постоянного исполнителя под ваши предпочтения и хотелки, и при этом чтобы снимал недорого:
берите начинающего фотографа.
5. Если вам хочется треша и ваша жизнь скучна и однообразна — выбирайте фотографа тупо по цене, не глядя в портфолио и не пообщавшись:)
… и вы всегда можете написать нам
Мы даже если сами не работаем в нужной вам нише, совершенно безвозмездно (но будем рады сторику с благодарочкой) поможем забрифовать всё это дело, посоветуем коллег и поможем выбрать адекватного исполнителя. Ну а если сами снимаем, то вообще красота))))
В общем, не стесняйтесь, пишите — форма ниже (ну или в соцсети, конткаты тут)
Есть вопросы про съёмки для маркетплейсов
Готовы помочь с брифом/ТЗ, с пониманием концепции и выбором исполнителя — оставьте запрос, мы связемся и пообщаемся.
P. S. мы не кусаемся, вы не напрягаете нас по пустякам, даже если не собираетесь заказывать у нас съёмку, мы действительно рады, что вы нам пишете: сейчас не заказываете, а через год понадобимся, и вы про нас вспомните.
К тому же каждый ваш запрос — это дополнительная (и очень ценная) информация для нас.
Очень ждём ваших вопросов! :)